-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Консультация для
педагогов
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ»
Говоря о дошкольных
образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению
здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно,
однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного
учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и
психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к
качеству образования, и следовательно, к личности педагога и его роли в
образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе
увеличение нервно-психического напряжения человека. Профессия педагога является
еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и
с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями
людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное
перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный
труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его
психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в
эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности,
постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье
детей. Профессия педагога находится на одном из первых мест среди профессий,
склонных к риску синдрома эмоционального выгорания.
Сейчас мы с вами
определим, кто из вас находится на в зоне риска.
Анкета для оценки
синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте,
пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы
считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда |
Редко |
Часто |
Почти всегда |
|
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня |
||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой |
||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня |
||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких |
||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела |
||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после
рабочего дня |
||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье |
||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил |
||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Интерпретация результатов. Ответы на
каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда.
"1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов
можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель
эмоционального выгорания.
«Синдром
эмоционального выгорания» (СЭВ) - это состояние физического,
эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.
Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и
опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношением к
клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере,
неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от
повседневной работы
СТАДИИ СЭВ
Как бы парадоксально это
не звучало, но СЭВ подвержены молодые специалисты:
1.С новыми силами они
берутся за работу, не считаясь со своими интересами, ставя на 1 место
работу, рабочие отношения, проекты.
2. Но
столкнувшись с недопониманием со стороны коллег, родителей, детей, начальства,
пережив одну неудачу за другой, либо не получив моральное либо
материальное удовлетворение, специалист начинает медленно угасать.
Предшествующий этап
характеризуется чрезмерной активностью человека в профессиональной сфере. При
этом его не интересует ничего, кроме должностных обязанностей
1. Эмоциональное истощение первая стадия
профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении,
чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат
— в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота
чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую
очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще
может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет
человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
2. Затем начинают
раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В
кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или
цинизмом рассказывает о некоторых своих коллегах, детях или подчиненных. Это
характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в
деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается
негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных
контактах как с коллегами, так и с другими участниками образовательного
процесса. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем
«выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их
вокруг себя, как правило, на работе.
3. На третьей стадии
– редукции личностных достижений – отмечается резкое падение
самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя,
своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного
достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении
профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих
возможностей и обязанностей в отношении других. На последней стадии возможны
психосоматические реакции (болезни) и злоупотребление психоактивными веществами
(алкоголем, наркотиками).
ВЫДЕЛЯЮТ 5 НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
РАССТРОЙСТВА
1. Эмоциональные:
пессимизм, безразличие, черствость по отношению к другим людям, цинизм.
2.
Поведенческие: приступы агрессии, отсутствие аппетита.
3.
Физические: усталость, апатия, переутомление, бессонница, повышенное или
пониженное давление, заболевания сердца, панические атаки, высыпания на коже,
повышенная потливость.
4. Социальные: снижается
социальная активность, больной отдает предпочтение одиночеству, ограничивает
контакт даже с семьей.
5.
Интеллектуальные: ухудшается концентрация внимания, память, наблюдается
отказ от участия в развивающих программах, возникает шаблонное поведение.
Синдром профессионального “выгорания”, это
процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и
продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние
требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение
равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся
дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и
личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
Профессиональное
“выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое
состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры.
Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате
внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки
или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не
кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек
подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает
испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Не находя достаточных
оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития
позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни,
человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере.
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической,
психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в
состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса
жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим
заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому
хронического переутомления и т.д.).
ФАКТОРЫ
1. Основной
фактор- хронический стресс: предъявление завышенных требований и высокая
рабочая нагрузка,
·
отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
·
недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;
·
невозможность влиять на принятие важных решений;
·
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным
(необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым);
·
работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением);
·
отсутствие каких – либо интересов вне работы, переживание несправедливости,
неудовлетворенность работой.
Главной проблемой в терапии синдрома является несерьезное отношение
со стороны больных к данной патологии. Они считают, что для улучшения состояния
необходимо просто пересилить себя и выполнить все профессиональные
обязательства, даже вопреки отсутствию желания и переутомлению. Но подобное
мнение — ошибочно.
Чтобы
справиться с недугом, прежде всего, необходимо замедлить ритм жизни. Это не
значит, что следует бросить работу и отказаться от всех обязанностей. Нужно
просто позаботиться о себе и, хотя бы немного, отдохнуть.
УПРАЖНЕНИЕ “ВЕДРО
МУСОРА”
Цель: освобождение от негативных
чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки,
ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит
символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем
человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог:
“Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет
комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же
происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные,
деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в
мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги
напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому
подобное”.
После этого педагоги рвут свои
бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются
и убираются.
Вывод: для того, чтобы не копить в себе
негативные эмоции, их нужно выплескивать.
1. Ругайтесь: можно
матом, бранными словами (но в одиночестве),
2. Выплеснуть свои
эмоции можно с помощью жестов и мимики,
В условиях детского сада можно:
1. громко запеть;
2. - резко встать и пройтись;
3. - быстро и резко написать или
нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
4. - измалевать листок бумаги, измять,
порвать и выбросить .
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с
небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не
обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит
этот стакан?"
- "50 грамм!", "100
грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор,
- чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я
подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот
стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из
студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом,
продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете
сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется
отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал
профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда
появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться
от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из
аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так
же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут
- это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А
если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это
начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно
обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от
себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без
напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми
справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
ВЫВОД:
1. Если у вас имеются
нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным
исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к
ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
2. Каждый вечер
обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня,
"смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим
проводником.
3. Занимайтесь
спортом, гуляйте по вечерам перед
сном. Подобная деятельность способствует хорошему настроению и выходу всех
негативных эмоций. Выбрать вид физической нагрузки можно в зависимости от
собственных предпочтений, например, бег, танцы, волейбол или даже фигурное
катание. Соревновательный момент устранит негативные эмоции.
4. Уделяйте больше времени хобби, чтению и себе
любимой. (не стоит зацикливаться на семье и детях. Домашние должны понимать,
что мама тоже имеет право на личную жизнь, как бы цинично это не звучало)
5. Если есть
возможность, договаривайтесь с коллегами распределять действия и обязанности
(особенно в подготовке к мероприятиям)
6. Не завышайте планку
того что Вы реально можете, и что хотите сделать, показать, произвести.
Соотношение цена –качество может работать и в педагогике.
Карточки с предложенными
ситуациями и возможными вариантами ответов .
1. Заведующая отчитал вас за плохо
выполненную работу.
· Я
сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
· В
следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
2. Вам дали группу трудных детей.
· Есть
возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
· Это
хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
3. На работе задержали зарплату.
· Можно
сэкономить на чем-то.
· Можно
теперь сесть на диету.
4. По дороге на работу вы сломали каблук.
· Хороший
повод купить новые сапоги.
5. По результатам мониторинга большинство
ваших детей получили очень низкий уровень.
· Хорошая
возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
6. Вы внезапно заболели.
· Хороший
повод отдохнуть.
· Заняться
наконец-то своим здоровьем.
7. Вас бросил муж.
· Теперь
не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на
себя.
· Больше
времени на хобби.
Совет дня: еще одно правило «И че»
Упражнение
«Дружественная ладошка».
Участникам раздаются
листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур
своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на
ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе,
и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев
ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность,
любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с
удовольствием присоединюсь к вам.
Рефлексия.
Сегодняшней целью нашей
встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его
возникновения и способов защиты от него (ресурсы). Давайте по кругу выскажем
своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по
очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения). Я благодарю всех
участников за внимание и участие в тренинге.
Обычно эмоционально
психологическое выгорание является следствием психического и физического
истощения. Поэтому для предотвращения возникновения и развития патологии можно
принять следующие профилактические меры:
1.
Соблюдать правильное здоровое питание, увеличить количество потребления
витаминов, минералов и растительной клетчатки. При этом следует отказаться от
продуктов с высоким содержанием кофеина, так как он способствует стрессу.
Доказано, что уже через 3 недели после полного прекращения его употребления,
уровень тревожности и беспокойства резко снижается.
2.
Поддерживать благоприятную атмосферу на рабочем месте. Психотерапевты
советуют регулярно устраивать хотя бы кроткие, но частые перерывы.
3.
Спать не менее 8 часов. Учеными доказано, что ночной отдых помогает
больному справиться со всеми негативными эмоциями в более короткие сроки.
Считается, что человек действительно бодр только тогда, когда он без труда
проснулся по первому звонку будильника.
4.
Проводить аутотренинги, медитации и ароматерапии. Ко всему прочему
психологи советуют не принимать проблемы, которые происходят в жизни, слишком
близко к сердцу. Важно научиться смотреть «в глаза» своим страхам и уметь
побеждать их.
5.
Применяйте правило 10: при возникновении негативной ситуации сделайте
глубокий вдох и выдох, при этом считайте до 10. За это время уйдет негативная
реакция, давление нормализуется, и возможный конфликт или негативная ситуация
будут исчерпаны.
Синдром эмоционального
выгорания — это крик организма о том, что ему нужен отдых. Поэтому уже при
первых проявлениях недуга следует устроить хотя бы несколько выходных дней и
просто отдохнуть. Путешествие, встреча с друзьями, занятие спортом,
психологические тренинги и другие расслабляющие методики способны снизить риск
возникновения болезни и справиться с уже существующим недугом.
Поделиться в социальных сетях:
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
