-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре.
А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его
объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит
перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение
подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только
совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.
Ход семинара:
Упражнение «Яблочко и червячок»
Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте
на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное
яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.
Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду
есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог – родитель»
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель».
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило,
о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные
затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт
может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой
информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает
прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи
подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и
разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе
«педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно
выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне
важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная
информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая
культура поведения и др.
пециалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
▪ возникновение конфликта (появление противоречия);
▪ осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
▪ конфликтное поведение;
▪ исход конфликта.
Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу
«начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как
обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то
теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии,
стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.
Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у
миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной
ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского
взаимодействия «на равных».
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций
Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует
двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и
собственным.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки
модели
«Способы выхода из конфликтной ситуации»).
Внимание к
своим интересам |
|
|
|
КОНКУРЕНЦИЯ |
|
СОТРУДНИЧЕСТВО |
|
● |
|
● |
|
|
КОМПРОМИСС |
|
|
|
● |
|
|
ИЗБЕГАНИЕ
(УКЛОНЕНИЕ) |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ |
||
● |
|
● |
Внимание к интересам собеседника
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Ведущий: Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на
своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к
интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого
человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где
описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации,
«плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал).
Стиль |
Сущность стратегии |
Условия применения |
Недостатки |
Соревнование |
Стремление
добиться своего в ущерб другому. |
Заинтересованность
в победе. Обладание определенной властью. Необходимость
срочного разрешения конфликта. |
Испытывание
чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая
вероятность испортить отношения. |
Уклонение |
Уход от
ответственности за принятие решений. |
Исход не
очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. |
Большая
вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление |
Сглаживание
разногласий за счет ущемления собственных интересов. |
Предмет
разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить
мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие
власти. |
Нерешенность
конфликта. |
Компромисс |
Поиск
решений за счет взаимных уступок. |
Одинаковая
власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость
срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. |
Получение
только половины ожидаемого. Лишь
частичное устранение причин конфликта. |
Сотрудничество |
Поиск
решения, удовлетворяющего всех участников. |
Наличие
времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность
обеих сторон. Четкое
понимание точки зрения противника. Желание
обеих сторон сохранить отношения. |
Временные
и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными
способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.
Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть
свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации,
проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примеры ответов участников семинара:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым
хозяевам!»
Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже
вкусные!»
Выполнение антистрессового упражнения
Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а
также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств
важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный
лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную
ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная
ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно
«стират»ь с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока
картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого
закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла,
снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое
время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается
межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм,
обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный
психофизиологический выход из нее.
Поделиться в социальных сетях:
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
