-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИЗ 3-Х ЛЕТ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
К трем годам резко возрастает стремление к
самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется
поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка —
называется кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем
его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано.
При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу
определенного взрослого.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на
чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против
сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему
предлагают или что делают другие.
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к
самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям
ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно,
дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок
стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с
окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность —
нетерпимое отношение к другим детям.
Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка
изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении
отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания
кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились
предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он
начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной
интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора
лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем
годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как
некий призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что
нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в
освоении правил, в их принятии.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
БЛАГОПОЛУЧНО ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА?
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это
крайняя степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства
собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в ребенке
изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в
его поведении вы сможете смириться, и запишите все свои требования. Вспомните
про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но
в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести
то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое
или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно
вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего
сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет",
не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и
капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся
сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный
период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в
день, а у некоторых и чаще.
Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за
ребенка. Оставайтесь
рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте
малыша ни чем.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань
не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в
покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не
принимайте в этом участия.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и
увести. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если
нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи
делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации
искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь
суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и
здесь вам помогут фантазия и юмор.
Поделиться в социальных сетях:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИЗ 3-Х ЛЕТ
