-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЁНОК
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тревога может проявляться у детей ситуативно
(например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Обычно, она
связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму
негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим
людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится
устойчивым, то можно говорить о формирования у него тревожного характера.
ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДЕТЕЙ
·
суетливость, повторяющиеся движения (кручение волос, обгрызание ногтей,
покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность;
·
желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;
·
трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой
для ребенка деятельности;
·
боязнь любых, даже незначительных, перемен;
·
неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).
ВАШ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ,
ЕСЛИ:
·
У ребенка тонкая нервная организация, он чувствительный и впечатлительный.
·
Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живете в
ожидании негативных событий и последствий.
·
В семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но
чувствует, как изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам
придумывать причины этих изменений, представляя себе реальность значительно
более страшной, чем она есть.
·
Ребенок привык опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он
может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и
небезопасной.
·
В вашей семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких
представлений о том, за что ребенок получает наказание, за что - поощрение. Нет
разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
·
Вы требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства.
Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и
начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
·
Вы даете ребенку множество тревожных посланий: «Ты упадешь... У тебя не
получится... Ты неловкий... У тебя всегда так...» В этом случае ребенок
начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми
задачами.
·
Вы транслируете ребенку тревожно - негативное представление об окружающем
мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница заругает,
милиционер заберет, тебя никто не будет любить» и т.д.
·
Ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика
не смогла справиться самостоятельно.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО:
Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать
внимание на их положительные качества, хвалить. Ребенок должен постоянно
убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне
зависимости от его достижений.
В постоянно меняющемся внутреннем мире ребенка и так
много перемен, поэтому важна стабильность. Ее может дать уверенность и психологическая
устойчивость родителей и основательность семейной системы, последовательность в
воспитании.
Если перемены в семье неизбежны (развод родителей,
переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об
этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу
(страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни —
вечные источники тревоги.
Тревожным детям часто трудно перейти от одной
деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно заранее
предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он
психологически подготовился. К тому же следует понимать, что ему очень трудно
оставлять дело незавершенным.
Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе
с ним планировать дела.
Ребенку необходимы положительные послания относительно
его возможностей. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к
ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами
деятельности без сопровождающей тревоги.
Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для
этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а
интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том,
как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с другими
детьми.
Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у
него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в
игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность
к каким-то действиям.
Для тревожных детей очень полезны игры на свежем
воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и
т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием
восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками),
работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а
работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни
через непредсказуемость творчества.
Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь
позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это
послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в
ощущении, что он - хорош и мир вокруг интересный и разный
Поделиться в социальных сетях:
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
