-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
ГИПЕРОПЕКА. ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ? И КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

"МАМОЧКА ВСЕГДА ЗНАЕТ, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛУЧШЕ"
РОДИТЕЛЯМ О ГИПЕРОПЕКЕ
Любая мама заботится о
собственном ребенке, и это вполне нормальный естественный процесс. Но имея
огромное желание сделать как лучше, некоторые мамы переходят все допустимые
грани. Именно так в семье и зарождается гиперопека – слепое стремление взять
жизнь своего ребенка под защиту и полнейший контроль.
Гиперопека – чрезмерная
забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным
вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно
удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным
для родителей способом.
Достижения ребенка всячески
подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и
нередко культ вседозволенности. К уже подросшему ребенку, к которому нужно
предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер,
рассчитанный скорее на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный
учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей.
Лежащее в основе гиперопеки стремление
матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя, часто мотивировано
чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии
детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и ее
страх одиночества, или более широко – страх отсутствия признания, лишения
поддержки. Поэтому тревожные матери склонны к большей опеке. Это порождает у
ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом
одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой
потребности в психологической защите самого родителя, а не ребенка.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки –
передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не
свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность,
инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в
формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Родителям необходимо отдавать себе отчет в
том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой.
Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует
нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.
Типы гиперопеки
Кумир семьи. Этот вид гиперопеки чаще
можно встретить в семьях, где воспитывается один ребенок. Родители боготворят
своего малыша: удовлетворяют его прихоти (причем, все до единой), решают все
его проблемы, возносят до небес за малейший успех. Во всех поступках его мама с
папой находят лишь прелести, и даже шалости "кумира" неповторимы или
попросту не замечаются.
Невольно кажется - ребенку повезло: он
обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Вернее -
"пуп земли" и "центр Вселенной"... Им восторгаются, над ним
дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание.
Любая прихоть малыша - закон. Ежеминутно родители в нем открывают новые
"таланты", любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности
знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою
исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не
желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах,
"кумир" семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития:
он не способен сам одеться или справиться с заданием в тетрадке. Родители
освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда
настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к
дошкольным учреждениям, где он и выделяется только бесконечными капризами и
отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными
вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами
воспитания родители сами культивировали это.
Сверхопека. Такой ребенок лишен
самостоятельности и не стремится к ней даже во время кризиса 3-х лет. Ему нет
смысла "бунтовать", отстаивая свое Я. Ведь то, что он отличен от
других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что
неповторим. Любой конфликт с родителями - это поражение. Малыш привык
повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до
мелочей и "разработали" ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов.
Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребенку и
контролируют его во всем. Под "пресс-контролем" их малыш теряет
индивидуальность, напоминая заводного робота. Он твердо знает: это надо сделать
так, а это - так...
Взрослые, обладающие властным и твердым
характером, требуют от своего чада абсолютного повиновения и исполнения всех
указаний. Это полная противоположность предыдущему варианту, ведь забота здесь
представлена не вседозволенностью, а настоящей диктатурой. Без родительского
согласия ребенок не может ступить и шагу.
Довольно часто родители не только любуются
ребенком, но и "готовят" вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он
хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от
превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают,
значит, он и вправду - большая ценность. Всем можно бегать босиком - ему
нельзя, наколет ножку; все дети кушают мороженое - а он не может, оно холодное,
и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко,
вдруг захлебнется... Он в самом деле неповторим... и, веря в это, малыш
возносит свою персону, день ото дня лишь глубже погружаясь в тепличный
"климат" своей семьи.
Сверхопека ведет к безволию, лишает
творческого начала. Жизнь по подсказкам - существование. Такие дети, уже став
взрослыми, могут пополнить ряды неудачников; им очень трудно жить в коллективе.
Довольно часто сверхопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте,
приводит к бурной реакции протеста.
Воспитание "в культе
болезни". Материнское желание уберечь кроху, во что бы то ни стало, постепенно
превращается в навязчивую идею. Мать жертвует на защиту все свое время, готовая
в любую минуту встретить вымышленную угрозу. Такой тип воспитания обычно
встречается тогда, когда малыш болеет каким-то хроническим заболеванием, или
когда родители, боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе
над ним, предупреждая все его желания. А он, воспринимая всякую болезнь как
свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся
положением и злоупотребляет им.
Такой ребенок хочет, чтобы в доме
потворствовали всем его желаниям, дрожали над ним, заботились о нем. Он хорошо
усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок -
маленький тиран. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется
притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле
озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех
и сострадания. И даже "борется" за это. Такие дети, вырастая, часто с
трудом способны приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и
не привыкнув жертвовать ничем, нередко выбирают путь приспособленцев или
подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.
Эти разные виды гиперопеки объединяет одно
– ребенок становиться заложником, лишенным хоть какой-то самостоятельности и
возможности научиться чему-то на собственном опыте.
ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПЕРОПЕКИ
Гиперопека может сильно повлиять на
дальнейшую жизнь ребенка, и здесь все зависит от того, какой у него характер.
Одни дети смиряются с постоянным родительским контролем, становятся послушными:
абсолютно безвольными и пассивными. Сами не делают ничего, а только тогда,
когда им говорят. Как правило, они ничем не интересуются и ни к чему не
стремятся. Попадая в непривычную среду, они сразу теряются и чувствуют себя
совершенно беспомощными.
Однако есть и те, что оказывают
сопротивление, упрямятся, все время хотят вырваться на волю. К подростковому
возрасту подобное поведение перерастает в серьезные конфликты с родителями, в
ход идет все – от обычного непослушания до лжи и агрессии. В отношениях с
окружающими такие дети часто используют обман, держатся подальше от семьи, и
быстрее других адаптируются в негативной среде.
При гиперопеке ребенок лишается
возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет
способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от
взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная
беспомощность – условно рефлекторная реакция на любое препятствие как на
непреодолимое. Ребенок приучается к мысли, что он неспособен в принципе
принять правильного решения даже в самой простой ситуации.
Нередко мать пытается образовать с дочерью
изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая ее и не допуская участия
отца в воспитании. Подобная ситуация может неблагоприятно сказаться на
формировании характера девочки и ее последующих отношениях в браке.
В результате гиперопеки, вырастают
инфантильные, неуверенные в себе неудачники. И если мама надеется, что такой
ребенок будет поддерживать её в старости, то она ошибается. Как только она
состарится и ослабнет, то такой ребенок, почувствовав впервые в жизни свое
превосходство, скорее всего отыграется на ней за все свои жизненные неудачи.
Еще одним возможным сценарием является
уход ребенка из семьи. Как только появляется возможность выйти из-под опёки,
ребенок сразу ею воспользуется. Способы такого ухода разнообразны. Это может
быть и скороспелый брак, и побег из дома, и сознательное поступление в ВУЗ в
другом городе, и просто переезд в другой город. В этом случае практически
всегда ребенок старается полностью прервать общение с родителями. И, опять
таки, ни о какой поддержке в старости родители этого ребенка могут даже не
мечтать.
В любом случае, детям, выросшим под
гиперопекой, очень сложно строить свою жизнь, им трудно создать семью, сделать
карьеру. Таким деткам всю жизнь приходиться жить и бороться с комплексом
неполноценности и собственной никчемности, вбитой в их подсознание
"любящими" мамами.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Взрослому тяжело признать в себе
склонность к чрезмерной опеке. Но если этот барьер преодолеть удалось, то будет
легче сделать все остальное. Начните контролировать не ребенка, а свое
отношение к нему, например:
·
Не требуйте принятия правильного решения в той или иной
ситуации. Помните: все люди ошибаются, и только так они учатся не повторять
ошибок. Позвольте ему набираться собственного жизненного опыта. Всегда
доверяйте своему ребенку.
·
Уважайте желание ребенка и личное пространство. Если ребенок говорит,
что не любит лук в котлетах, то не надо настаивать, что он ничего не понимает,
и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука. Не
подслушивайте под дверью и не врывайтесь в его комнату без стука
·
Снижайте контроль до минимального уровня. Избегайте
выражения "мамочка всегда знает, что для тебя лучше".
·
Позвольте малышу проявлять самостоятельность (если его действия
не будут опасными); Начните предлагать ребенку выбор. Пусть сам учится
принимать решения. Например, "я купила бананы и яблоки. Что ты хочешь
съесть?". Если ребенок не привык выбирать самостоятельно, и затрудняется с
ответом, просто положите перед ним и банан, и яблоко. Пусть кушает, что
хочет.
·
Поощряйте общение со сверстниками, вмешиваясь лишь в
критические моменты. Учите ребенка учитывать мнения и интересы других детей.
Объясняйте ребенку причину конфликтов, например: «Ты не поделился игрушкой, вот
ребята и обиделись, и поэтому решили играть в другую игру, а ты остался со
своей игрушкой один. В следующий раз ты можешь поделиться игрушкой, и ребята
будут с тобой играть. Вместе играть веселее»
·
Ругайте при необходимости, но без унижения достоинства. Оценивайте
не ребенка, а его поступок, чтобы ребенок знал, что «это не я плохой, а мой
поступок»
·
Не разговаривайте с ребенком приказным тоном, но и не сюсюкайтесь
как с грудным малышом.
·
Дайте ребенку свободу. Так, пусть сам выбирает
друзей и делает домашнее задание. Если будут проблемы, он сам вас попросит о
помощи и о совете. Но даже тогда избегайте указаний и приказов, просто дайте
ему совет в уважительной форме.
Сначала ребенку будет
сложно - ведь он не привык сам что-либо решать. Но очень скоро он научится и вы
удивитесь, каким разумным и самостоятельным может быть ваш ребенок.
Безусловно, родители должны всегда быть
готовыми прийти на помощь, но это не обязывает их жить вместо своих детей.
Лучше наблюдать и подсказывать, а не ходить по пятам и принуждать или делать
все за них.
Контролировать детей надо. Но
контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Вы должны советовать и
объяснять. А не приказывать и требовать.
Поделиться в социальных сетях:
ГИПЕРОПЕКА. ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ? И КАК СЕБЯ ВЕСТИ?
