-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
В рамках проведения «Недели
психологии» хотелось бы поговорить на тему «Готовности к обучению в школе», но
не с точки зрения готовности детей, а о психологической готовности к обучению
родителей. Как бы это не звучало комично, но это так. Ведь одной из причин
угасания мотивации или ее отсутствия у детей являются родители. Разберем более
подробно эти причины
Главные ошибки, которые родители допускают
в отношении своего ребенка:
- Отдают в школу ребенка, не готового к обучению и систематическим
нагрузкам.
У нас ведь как: 7 лет
стукнуло — иди, грызи гранит науки. А ведь возраст — вообще
не главный критерий готовности к школе.
Будущий первоклассник должен
обладать:
·
интеллектуальной зрелостью,
·
эмоциональной зрелостью,
·
социальной зрелостью,
·
физической зрелостью.
Обычно родители делают упор только на интеллект
и кругозор: выучил буквы, считает до 1000 — вперед, в 1
класс, считая, что остальному научит учитель. Дети идут в школу со слабыми
мышцами спины, рук, не умеют координировать движения, у них очень узкий
кругозор, который с появлением гаджетов в жизни детей становится с каждым годом
все беднее и беднее. Все эти факторы и еще множество других влияют на
способность и желание детей учиться в школе.
Родители, не задумываясь отправляют своего
физиологически несформировавшегося ребенка в школу. Ни для кого не секрет, что
в возрасте 6-7 лет ребенок переживает очередной
возрастной кризис. Не сладко ему в этот период, а тут еще на его хрупкие
плечи тяжелый рюкзак надели и учиться заставили. Особенно ярко проявляется
неготовность к обучению в школе у детей, возраст которых на момент начала
обучения не достиг семи лет. Очень многих проблем в школе можно избежать,
отправив учиться ребенка на год позже. В принципе, никто ничего не теряет, а,
может, даже и приобретает: дети лишний год беззаботного детства, родители – год
тихой и спокойной жизни.
- Родители злоупотребляют ранним развитием
и подготовкой к школе:
Английский, французский, балет, рисование, айкидо,
скрипка с фортепиано — чему мама с папой не научились
в свое время, тому ребенка и хотят научить. А ребенок
не резиновый вообще-то.
Ребенку,
с высоким и очень высоким уровнем знаний в школе, особенно в начальных классах,
будет скучно. Он будет знать ответы на все вопросы, когда ребенок поймет, что
отвечать не надо, пока до остальных не дошел смысл вопроса, скиснет окончательно: уже и говорить
на уроке не надо. В итоге человек заскучает и расслабится и
решит: «Зачем слушать учителя, если я и так все знаю?».
Не слушать войдет в привычку, ребенок
не заметит, как стал пропускать мимо ушей уже неизвестные для него
вещи. Итог — тройки по основным предметам. А какие надежды
подавал ученик! Вопрос: нужно ли было так «гнать лошадей» до школы
и заучивать дитя до потери интереса к учебе?
- Предъявляют к ребенку завышенные требования:
Редкий родитель может адекватно оценивать своего
ребенка. Часто родители либо занижают его способности и свои
ожидания-требования к ребенку, либо завышают. Завышенные требования
родителей — беда для ребенка. Он не может
им соответствовать, берет всю вину на себя, считает себя дураком.
Сначала старается изо всех сил, потом понимает, что не тянет. Итог:
апатия, потеря интереса к учебе, абсолютное неверие в свои силы
и способности.
- Не интересуются успехами ребенка:
Большая ошибка — не помогать ребенку, если
стало трудно, вообще не заглядывать ни в тетради,
ни в дневник. Ребенок, видя, что родители не проявляют интереса
к его учебе, понимает, что он занят каким-то ненужным делом.
Стараться ему особо не обязательно. Как правило, такие дети плохо учатся
и с появлением соответствующих отметок вообще теряют интерес
к учебе.
Конечно, причин снижения уровня
мотивации или ее отсутствия гораздо больше: огромную роль в этом процессе
играет учитель, воспитатель, ну и,
конечно же, сам ученик.
Сегодня мы более подробно остановились на роли родителей в этом вопросе.
педагог-психолог Т. Славницкая
Поделиться в социальных сетях:
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
