-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2024
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
ИГРЫ ДЛЯ НАЛАЖИВАНИЯ
КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ
ДАЙ РУЧКУ!
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и
протягивает ему руку.
—Давай здороваться.
Дай ручку!
Чтобы не испугать
малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком
близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом.
Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик —
лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в
лицо друг другу.
ПРИВЕТ! ПОКА!
Ход игры: Педагог подходит к
ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на
приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой!
Привет!
При прощании игра повторяется —
педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал
встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия.
Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать
педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит
правилам поведения между людьми.
ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ!
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши,
буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу
похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в
ладоши вместе.
Если малыш не повторяет
действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в
свои и совершить
хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в
следующий раз он проявит больше инициативы.
КУ-КУ!
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры:
Педагог показывает
малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это
там прячется? Кто там? Затем Петрушка
показывается со словами:
—Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется,
вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно
повторить несколько раз.
ЛОВИ МЯЧИК!
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку
поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят
напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем
в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем
побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально
комментирует ход игры.
- Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить
игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
ПЕТРУШКА
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает
на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая
игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка
предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться!
Дай ручку!
После этого Петрушка
выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая
ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в
ладошки — хлоп-хлоп-хлоп!
А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется
и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
КОТЁНОК
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного
котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой
к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим
котёнка—вот так.
Действие сопровождается
стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как
котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
ШАРИК
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который
может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и
предлагает поиграть.
— Смотри, какой
красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он
руке.
После этого педагог
убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки,
зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке
находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке
шарик — угадай! Правильно угадал — вот он,
шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра,
поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда
солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При
этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный
«зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна.
Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный
зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как
далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!
ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему
поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять
движениями «зайчика».
Во время игры не забывайте комментировать все действия.
ПЛАТОЧЕК
Оборудование: большой яркий шелковый платок
(желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок:
желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо
сначала пользоваться
полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за
тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери
видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть
в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу
поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я
спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием
стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу —
накиньте платок ему на голову.
—Где же наш
Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните
платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече.
Игру можно повторять многократно
ПРЯТКИ
Оборудование: большое одеяло или плед.
Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки,
используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может
свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.
В отличие от игры с платком, это более продолжительная
игра. Водящий: взрослый может намеренно, неспеша ходить по комнате, заглядывая
в самые неожиданные места — под стол, в шкафы и т.д. — со словами:
—Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду
искать!
Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает
сильные эмоции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение
обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.
ХЛОПУШКИ
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и
предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
КОГОТКИ-ЦАРАПКИ
Ход игры: Сначала педагог читает
стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения,
поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то
сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку
изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно
предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид,
что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать
руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку
педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
КИСА, КИСА! БРЫСЬ!
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть
в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со
словами «Киса, киса!», как
прогоняют кошку, со словом «Брысь!». этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем
пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за
спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку
гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят
«Брысь!» — быстро
спрячь ладошки за спину. Вот так.
Киса, киса! Брысь!
Когда ребенок научится
играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.
ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ!
Ход игры: Педагог усаживает
ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая
движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму— Бух!
ЧАСИКИ
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы,
затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри,
какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!
Педагог
садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки
ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов —
осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики
тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же
игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.
ЛАДУШКИ
Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с
ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели! На последних
строчках помашите кистями рук, как
крыльями, затем мягко опустите
ладони на голову малыша.
СОРОКА-БЕЛОБОКА Ход игры: Педагог берет руку ребенка в
свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями. Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты, сынок, мал, Нам не помогал, Тебе каши не дадим. Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке —
«мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка,
начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка
и пощекочите его ладошку. КОЗА РОГАТАЯ Ход игры: Педагог проговаривает текст
потешки, сопровождая ее движениями. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест, Кто молока не пьет, Того забодаю, Забодаю, забодаю!» Сожмите пальцы правой руки,
выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с
рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах
«забодаю», «пободайте» ребенка.
Поделиться в социальных сетях:
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет
